"Знайка"

Учитель-логопед Бурдак Наталья Викторовна.
Учитель-логопед
Бурдак Наталья Викторовна

Учить различать понятия «звук» и «буква»;

    Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);

    Определять место звука в слове;

    Давать характеристику звуку (гласный — согласный, твёрдый мягкий, звонкий — глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком;

    Учить делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;

    Учить выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове; учить все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически.Учить работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма;

    Учить правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей.

      Программа занятий

      СОДЕРЖАНИЕ

      Раздел 1. Целевой

      1.1  Пояснительная записка

      1.2  Цели и задачи реализации рабочей программы

      1.3  Принципы формирования рабочей программы

      1.4  Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности

      1.5  Планируемые результаты освоения программы

      Раздел 2. Содержательный

      2.1 Содержание рабочей программы

      2.2 Способы поддержки детской инициативы

      2.3 Взаимодействие с семьёй

        Раздел 3. Организационный

      3.1. Учебный план

      3.2 Комплексно – тематический план работы

      3.3 Описание материально – технического обеспечения программы

      3.4 Список литературы

      I Целевой раздел

      1.1 Пояснительная записка.

      Программа дополнительного образования «Знайка» разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

      • Приказ  Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления  образовательной  деятельности по дополнительным   общеобразовательным программам".
      • Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 8 декабря 2020 года,
      • Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»,
      • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
      • Конвенция о Правах ребенка
      • Устав дошкольного образовательного учреждения.

               Актуальность программы.  Обучение  грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

               Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный  ряд  новых  ассоциаций, который  основывается  на  уже  сформировавшейся  второй  сигнальной  системе, присоединяется  к  ней  и  развивает  её (Б.Г. Ананьев). Следовательно, основой  для обучения  грамоте  является  общеречевое  развитие  детей. Поэтому  при  подготовке  к  обучению  грамоте  важен  весь  процесс  речевого развития  детей  в  детском  саду.

               Многолетний  опыт работы  с детьми  дошкольного  возраста  позволяет  утверждать, что  около половины  школьников  испытывают  трудности  в  овладении  грамотой. Следуя  рекомендациям  психолога Л.С. Выготского – обучение грамоте  нужно  начинать  в период  становления  психических  функций  дошкольника Необходимо  вовремя  удовлетворять  познавательный  интерес  ребенка  и  направлять  его  желание  и  волю  на  овладение  важными  для  школьного  обучения   умениями: проводить  анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.

             Обучение грамоте детей  дошкольного  возраста необходимо:

      • требования  начальной  школы  стали  выше  и  многие  родители  искренне заинтересованы  в  обучении  детей  грамоте;
      • появилось  много  трудностей  в обучении  детей  письму и  чтению в  школе;
      • не все дети  справляются  с  темпом,  предложенным  школьной  программой;
      • физиологическая  и  психологическая  готовность  к  школьному   обучению  формируется  задолго  до  поступления  в  школу  и  не  заканчивается  в  первом  классе;
      • занятия  по  обучению  грамоте  в  дошкольном  учреждении – это начальная  ступень  последующего  систематического  изучения  языка  в  школе.

             Психологи  и логопеды, занимающиеся  вопросами  обучения  грамоте, единодушно  подчеркивают, что  для  овладения  грамотой  необходимо, чтобы  ребенок  не  только  правильно  слышал  и  произносил  отдельные  слова  и звуки,  в  них  содержащиеся, но – и это  главное – имел  четкое  представление  о  звуковом  составе  языка  и  умел  бы  анализировать  его. Умение  слышать  каждый    отдельный  звук  в  слове,  четко  отделять  его  от  рядом  стоящего, знать,  из  каких  звуков  состоит  слово, то есть  умение  анализировать  звуковой  состав  слова, является  важнейшей  предпосылкой  для  правильного  обучения  грамоте.

      1.2.Цель программы:

      обучение основам  коммуникации, обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения, подготовка к овладению письмом и чтением детей дошкольного возраста.

      Задачи программы.

      • Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка.
      • Подготовка  в  ходе  дошкольного  обучения  личности,  заинтересованной  в  изучении  родного  языка.
      • Расширение  кругозора  детей,  развитие  представлений  об  окружающем  мире.
      • Обеспечение  качественной  подготовки  детей  к  обучению  в начальной  школе.
      • Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
      • Подготовка руки ребенка к письму.

      1.3. Программа сформирована в соответствии с принципами дошкольного образования:

      • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
      • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
      • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
      • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
      • приобщение детей к социокультурным нормам;
      • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
      • возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.

      1.4.Способы и формы работы с детьми.

      • Дидактические игры.
      • Фонематические упражнения.
      • Работа с текстами.
      • Рисование.

      Участники программы – дети 5 - 7 лет.

      Срок реализации программы- 1 год

       Реализует программу:

      Учитель-логопед (подготовка детей к обучению элементам грамоты) – Бурдак  Наталья Викторовна

      Режим занятий – 2 раз в неделю во второй половине дня ( 5 - 6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут).

                В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление,  сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.

      Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.

      В программе большое место занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.

      В течение занятия предусмотрены физкультминутки,  артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики.

      Учитывая природные способности ребенка, на занятиях создаются определенные условия воспитания и обучения, благодаря чему дети начинают не только пользоваться речью, но и осознавать основные закономерности языка.

       Использование рабочей тетради имеет большое значение, так как:

      - позволяет широко применять наглядный метод обучения и практические задания (проблемно-поисковый метод);

      - обеспечивает максимальный уровень фонематических, звуко - буквенных, графических средств;

      - создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;

      - способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи;

      - формирует навык самоконтроля и самооценки;

      - способствует формировании. Умения выполнять самостоятельно учебную задачу, предложенную педагогом;

      - позволяет ребенку самостоятельно найти и исправить ошибку;

      - снимает трудности подбора дидактического материала для педагога.

      В процессе реализации программы необходимо добиться:

      -изменения общего эмоционального состояния детей (дети становятся активными уверенными в своих действиях, у них появляется познавательный учебный интерес);

      -предупреждение перегрузок и нервного перенапряжения за счёт игрового обучающего материала;

      -отслеживания динамики положительных изменений;

      - своевременного закрепления достигнутых результатов.

      1.5. Ожидаемый результат

      1. Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения:
        • умение ориентироваться в содержании этого общения,
        • выполнять поручения,
        • умение пользоваться нормами и правилами речевого этикета сообразно ситуации.

            2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной  действительности.

      3. Сформированность орфоэпической правильности речи.

      4.  Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:

      •     способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу
      • наличие у него представления о модели и процессе моделирования
      • В старшей группе особое место занимает совершенствование  фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:
      • подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
      • составлению из слогов слов, из слов – предложений
      • знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).
      • К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте  подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.

                                             

                                              Раздел 2 .Содержательный

      • 2.1.Содержание рабочей  программы
      • Работа проводится фронтально всей группой с использованием интерактивной доски, игровых технологий.

                            Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:

      • Артикуляционная / речевая гимнастика
      • Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
      • Новый материал:
      • звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
      • буква, её образ и графическое написание
      • составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
      • составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
      • Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
      • Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
      • Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
        1. .Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
      • 1) обеспечение эмоционального благополучия через:
      • -непосредственное общение с каждым ребенком;
      • -уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
      • 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
      • -создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
      • -создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
      • -недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
      • 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
      • -создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
      • -развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
      • -развитие умения детей работать в группе сверстников;
      • -организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
      • -оценку индивидуального развития детей;
      • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

      2.3.Работа с родителями

      Индивидуальные беседы, консультации в течение года.

      Формы подведения итогов:

      «Наши результаты»: январь, май.

      Открытые занятия –  май.

      Раздел 3. Организационный 

      3.1. Учебный план

      Дошкольное образовательное учреждение организует реализацию дополнительного платного образования в целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей воспитанников и их родителей (законных представителей).

      Занятия по дополнительному платному образованию проводятся два раза в неделю во второй половине дня, не допускается проводить занятия за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.

      Для оказания дополнительных платных услуг в ДОУ созданы необходимые условия в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами (СанПиН), требованиями по охране труда педагогических работников и безопасности здоровья детей. В начале каждого учебного года во всех группах детского сада проводится подготовительная работа по изучению спроса родителей (законных представителей)) на разные виды дополнительных услуг, рекламная деятельность, показ открытых мероприятий.

      Продолжительность дополнительной образовательной деятельности определяется в соответствии с требованиями к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста. Их проводят:

      • для детей 5- 6 лет - не более 30 мин. - 2 занятия в неделю;
      • для детей 6-7 лет - не более 30 мин. - 2 занятия в неделю;

      Название кружка

      Возраст детей

      Время одного занятия

      Количество в неделю/год

      «Знайка»

      5-6 лет

      30 мин.

      2/32

      6-7 лет

      30 мин.

      2/32

      3.2.Тематическое планирование работы

      5-6 лет

      месяц

      тема

      Содержание работы

      Сентябрь

      1

      Педагогическая диагностика

      Оценить состояние произносительной стороны речи и уровень развития фонематических процессов  у каждого ребенка.

      Октябрь

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      Звук а и буква А

      Звук у и буква У.

      Составление и чтение слияний АУ и УА.

      Звук о и буква О.

      Звук и и буква И.

      Составление и чтение слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ.

      Звук т и буква Т.

      Звук п и буква П.

      Ознакомление с артикуляцией звука а. Формирование умения узнавать звук а в ряду гласных звуков. Знакомство с буквой А. Конструирование и печатание буквы А.

      Ознакомление с артикуляцией звука у. Формирование умения узнавать звук у в ряду других гласных звуков. Знакомство с буквой У. Конструирование и печатание буквы У.

      Формирование умения читать слияния АУ и УА.

      Ознакомление с артикуляцией звука о. Формирование умения узнавать звук о в ряду гласных звуков. Знакомство с буквой О. Конструирование и печатание буквы О. Формирование умения узнавать букву О в словах. Составление и чтение слияний АО, ОА, УО, ОУ.

      Ознакомление с артикуляцией  звука и в ряду гласных звуков. Знакомство с буквой И. Конструирование и печатание буквы И. Формирование умения узнавать букву и в словах.

      Формирование умения составления и чтения слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ.

      Ознакомление с артикуляцией звука т. Формирование умения  подбирать слова, заканчивающиеся звуком т. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука т. Формирование умения делить двусложные слова (тата, тото) на слоги. Знакомство с буквой Т. Конструирование и печатание буквы Т. Чтение прямых и обратных слогов с буквой Т. Узнавание буквы Т в словах.

      Ознакомление с артикуляцией звука п. Формирование умения выделять конечный и начальный звук п. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком п. Деление двусложных слов (папа) на слоги. Знакомство с буквой П. Конструирование и печатание буквы П. Чтение прямых и обратных слогов с буквой П.

      Ноябрь

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      Звук н и буква Н.

      Звук м и буква М.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Звук к и буква К.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Звук б и буква Б.

      Звук д и буква Д.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Ознакомление с артикуляцией звука н. Формирование умения конечный и начальный звук н. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком н. Деление двусложных слов (Нина, Ната, ноты) на слоги. Буква Н. Конструирование и печатание буквы Н Чтение прямых и обратных слогов с буквой Н.

      Ознакомление с артикуляцией звука м. Формирование умения выделять конечный и начальный звук м. Формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком м. Формирование умения делить двусложные слова (мама, Тома, Тима, пимы) на слоги. Знакомство с буквой М. Конструирование и печатание буквы М. Чтение прямых и обратных слогов с буквой М. Чтение двусложных слов с буквой М. Формирование понятия о предложении.

      Различение звуков н – м в ряду звуков, слогов, слов. Подбор слов на заданный звук. Синтез и анализ слогов из звуков. Слоговой анализ двусложных слов. Составление и чтение слогов и слов из пройденных букв. Закрепление знания правила «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы».

      Ознакомление с артикуляцией звука к. Выделение конечного и начального звука к. Подбор слов, начинающихся и заканчивающихся звуком к. Деление двусложных слов ( маки, мука, кати) на слоги. Буква К. Конструирование и печатание буквы К. Чтение прямых и обратных слогов с буквой К. Чтение односложных и двусложных слов с буквой К.

      Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа. Совершенствование умения подбирать слова, начинающиеся с заданных звуков. Формирование умения определять место заданного звука в слове, различать правильно и неправильно написанные буквы. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами.

      Ознакомление с артикуляцией звука б. Формирование понятий о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Звуковой анализ слов. Конструирование и печатание буквы Б. Чтение слогов со звуком б. Узнавание буквы Б в словах.

      Ознакомление с артикуляцией звука д. Закрепление понятий о твердости-мягкости согласных звуков. Звуковой анализ. Конструирование и печатание буквы Д. Чтение прямых и обратных слогов с буквой Д. Чтение односложных и двусложных слов с буквой Д.

      Упражнение в выделении начальных звуков из слов и соотнесении их с соответствующими буквами. Чтение слов и предложений с пройденными буквами.

      Декабрь

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      Звук г и буква Г.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Звук ф и буква Ф.

      Звук в и буква В.

      Повторение и закрепление пройденного

      Звук х и буква Х.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Звук ы и буква Ы.

      Ознакомление с артикуляцией звука г. Закрепление понятий о твердости-мягкости, о глухости-звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков. Подбор слов, начинающихся со звука г. Определение места звука г в словах. Буква Г. Конструирование и печатание буквы Г. Чтение слогов, слов с буквой Г. Формирование понятия о предложении.

      Упражнения в различении звуков г-г*, к-г. Узнавание буквы Г в словах. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Упражнение в чтении предложений с пройденными буквами.

      Ознакомление с артикуляцией звука ф. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков.  Подбор слов, начинающихся со звука ф. Звуковой анализ слов. Буква Ф. Конструирование и печатание буквы Ф. Чтение прямых и обратных слогов с буквой Ф. Узнавание буквы Ф в словах.

      Ознакомление с артикуляцией звука в. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Подбор слов, начинающихся со звуков в. Звуковой анализ слов. Буква В. Конструирование и печатание буквы. Чтение прямых и обратных слогов с буквой В. Чтение слов с буквой В. Узнавание буквы В в словах.

      Совершенствование навыка звукового анализа трехзвучных слов. Упражнение в узнавании букв в условиях наложения.  Упражнение в определении места звуков в словах. Формирование навыка решения кроссворда.

      Ознакомление с артикуляцией звука х. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Выделение звука х из слов. Подбор слов, начинающихся со звука х. Буква Х. Конструирование и печатание буквы. Чтение прямых и обратных слогов с буквой Х.

      Совершенствование навыка звукового анализа  слов. Упражнение в узнавании букв в условиях наложения.  Упражнение в определении места звуков в словах.

      Ознакомление с артикуляцией звука ы. Упражнение в узнавании звука ы в ряду звуков, слогов, слов. Упражнение в различении звуков ы-и в словах. Упражнение в делении данных слов на слоги. Ознакомление с буквой Ы. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование навыка печатания буквы Ы, слогов и слов с ней. Формирование навыка звукового анализа трехзвучных слов.

      Январь

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      Звук с и буква С.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Звук з и буква З.

      Звук ш и буква Ш.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Звук ж и буква Ж.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Ознакомление с артикуляцией звука с. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Выделение звука с из слов. Подбор слов, начинающихся со звука с. Звуковой анализ слов. Упражнение на определение места звука с в словах. Печатание и конструирование буквы С. Чтение прямых и обратных слогов с буквой С. Упражнение в деление слов на слоги.

      Упражнение в чтение слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Упражнение в делении слов на слоги.  Упражнение в определении места заданного звука в слове. Упражнение в составлении и чтении слов из данных слогов. Упражнение в составлении предложений из данных слов.

      Ознакомление с артикуляцией звука з Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Выделение звука з из слов. Подбор слов, начинающихся со звука з. Звуковой анализ слов. Упражнение в определении места звука в слове. Буква З. Конструирование и печатание буквы З. Чтение слогов, слов, предложений  с буквой З. Закрепление понятия о предложении.

      Ознакомление с артикуляцией звука ш. За Выделение звука ш из слов. Подбор слов, начинающихся со звука ш. Звуковой анализ слов. Упражнение в определении места звука в слове. Буква Ш. Конструирование и печатание буквы Ш. Чтение слогов, слов, предложений  с буквой Ш.

      Упражнения в составлении и чтении слов с буквой Ш. Различение звуков с-ш в ряду звуков, слогов, слов. Упражнение в звуковом анализе трехзвучных слов.

      Ознакомление с артикуляцией звука ж. За Выделение звука ж из слов. Подбор слов, начинающихся со звука ж. Звуковой анализ слов. Упражнение в определении места звука в слове. Буква Ж. Конструирование и печатание буквы Ж. Чтение слогов, слов, предложений  с буквой Ж. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

      Дифференциация звуков з-ж в словах. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами.

      Дифференциация звуков ш-с, ж-з в словах. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв, чтения слов с пройденными буквами.

      Февраль

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      Звук э и буква Э.

      Звук j и буква Й.

      Буква Е.

      Буква Ё.

      Буква Ю.

      Буква Я.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Звук ц и буква Ц.

      Ознакомление с артикуляцией звука э. За Выделение звука э из слов. Подбор слов, начинающихся со звука э. Звуковой анализ слов. Упражнение в определении места звука в слове. Буква Э. Конструирование и печатание буквы Э. Чтение слогов, слов, предложений  с буквой Э.

      Ознакомление с артикуляцией звука j. Закрепление понятий о твердости-мягкости. глухости-звонкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звука j в ряду звуков, слов, в предложениях. Ознакомление с буквой Й. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней.

      Ознакомление с новой буквой. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

      Ознакомление с буквой Ё. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

      Ознакомление с буквой Ю. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

      Ознакомление с буквой Я. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

      Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. Упражнение в узнавании пройденных букв в условиях наложения и «зашумления». Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

      Ознакомление с артикуляцией звука ц. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, предложений.  Определять его место в слове. Различать его со звуками с-т. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Ц. Формирование чтения слогов, слов, предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв.

      Март

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      Звук ч и буква Ч.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Звук щ и буква Щ.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Звук л и буква Л.

      Звук р и буква Р.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Ознакомление с артикуляцией звука ч. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, предложений.  Определять его место в слове. Различать его со звуками с-т. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Ч. Формирование чтения слогов, слов, предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв.

      Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. Упражнение в узнавании пройденных букв в условиях наложения и «зашумления». Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

      Ознакомление с артикуляцией звука щ. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, предложений.  Определять его место в слове. Различать его со звуками с*. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Щ. Формирование чтения слогов, слов, предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

      Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

      Ознакомление с артикуляцией звука л. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звуков л-л* в ряду звуков, слогов, слов, предложений. Ознакомление с буквой Л. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение слов и предложений с ней.

      Ознакомление с артикуляцией звука р. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звуков р-р** в ряду звуков, слогов, слов, предложений. Ознакомление с буквой Р. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение слов и предложений с ней.

      Упражнения в различении звуков р-р*, л-л* в словах. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами.

      Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

      Апрель

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      Буква Ь.

      Буква Ъ.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Тренировка в употреблении букв Ь, Ъ, Й.

      Чтение текстов. Закрепление навыка чтения.

      Чтение текстов. Закрепление навыка чтения.

      Закрепление чтения слов с буквой Й.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Ознакомление с буквой Ь. Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука. Формирование навыков печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней.

      Ознакомление с буквой Ъ. Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука. Формирование навыков печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней.

      Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов, анализа предложений. Совершенствование навыков печатания слов и предложений. Совершенствование навыков чтения слов, предложений, разгадывания ребусов и решения кроссвордов.

      Закрепить изученные буквы Ь, Ъ, Й и совершенствовать в чтении слогов, составлять слова по звуковой модели. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук, фонематический анализ и синтез, внимание и память. Развивать навык слогового  и слитного чтения. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, интерес к грамматике.

      Закрепить изученные буквы. Упражнять в чтении слов, предложений, текстов. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление. Побуждать интерес к слову, интерес к чтению. Воспитывать бережное отношение к принадлежностям.

      Закрепить изученные буквы. Упражнять в чтении слов, предложений, текстов. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление.  Формировать морально-волевые качества: доброжелательность, сотрудничество, взаимовыручку, воспитывать самостоятельность.

      Закрепление буквы Й, продолжать учить соотносить звук и букву и ее графический образ. Формировать навык слитного чтения слов, упражнять в образовании формы единственного числа существительных от множественного. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, память, внимание, развивать навык слогового чтения. Воспитывать усидчивость, толерантность при взаимодействии в играх.

      Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

      Май

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      Чтение текстов. Закрепление навыка чтения.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Знакомство с алфавитом.

      Алфавит. Закрепление. Чтение стихов.

      Открытое занятие «Путешествие в страну АБВГД-ейка» 

      Закрепить изученные буквы. Упражнять в чтении слов, предложений, текстов. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление. Побуждать интерес к слову, интерес к чтению. Воспитывать бережное отношение к принадлежностям.

      Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений.

      Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

      Формирование представлений о русском алфавите. Знакомство с правильным произношением букв в русском алфавите.

      Формирование представлений о русском алфавите. Знакомство с правильным произношением букв в русском алфавите.

      Закрепить пройденный материал по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. Упражнять детей в чтении слогов, слов, коротких предложений – повествовательных, вопросительных, восклицательных. Закрепить представление о начертании печатных букв, показать, что буквы можно не только писать, но и моделировать разными способами. Создавать у детей радостное настроение

      6-7 лет

      месяц

      тема

      Содержание работы

      Сентябрь

      1

      Педагогическая диагностика

      Оценить состояние произносительной стороны речи и уровень развития фонематических процессов  у каждого ребенка.

      Октябрь

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      Звук а и буква А

      Звук у и буква У.

      Составление и чтение слияний АУ и УА.

      Звук о и буква О.

      Звук и и буква И.

      Составление и чтение слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ.

      Звук т и буква Т.

      Звук п и буква П.

      Ознакомление с артикуляцией звука а. Формирование умения узнавать звук а в ряду гласных звуков. Знакомство с буквой А. Конструирование и печатание буквы А.

      Ознакомление с артикуляцией звука у. Формирование умения узнавать звук у в ряду других гласных звуков. Знакомство с буквой У. Конструирование и печатание буквы У.

      Формирование умения читать слияния АУ и УА.

      Ознакомление с артикуляцией звука о. Формирование умения узнавать звук о в ряду гласных звуков. Знакомство с буквой О. Конструирование и печатание буквы О. Формирование умения узнавать букву О в словах. Составление и чтение слияний АО, ОА, УО, ОУ.

      Ознакомление с артикуляцией  звука и в ряду гласных звуков. Знакомство с буквой И. Конструирование и печатание буквы И. Формирование умения узнавать букву и в словах.

      Формирование умения составления и чтения слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ.

      Ознакомление с артикуляцией звука т. Формирование умения  подбирать слова, заканчивающиеся звуком т. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука т. Формирование умения делить двусложные слова (тата, тото) на слоги. Знакомство с буквой Т. Конструирование и печатание буквы Т. Чтение прямых и обратных слогов с буквой Т. Узнавание буквы Т в словах.

      Ознакомление с артикуляцией звука п. Формирование умения выделять конечный и начальный звук п. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком п. Деление двусложных слов (папа) на слоги. Знакомство с буквой П. Конструирование и печатание буквы П. Чтение прямых и обратных слогов с буквой П.

      Ноябрь

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      Звук н и буква Н.

      Звук м и буква М.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Звук к и буква К.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Звук б и буква Б.

      Звук д и буква Д.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Ознакомление с артикуляцией звука н. Формирование умения конечный и начальный звук н. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком н. Деление двусложных слов (Нина, Ната, ноты) на слоги. Буква Н. Конструирование и печатание буквы Н Чтение прямых и обратных слогов с буквой Н.

      Ознакомление с артикуляцией звука м. Формирование умения выделять конечный и начальный звук м. Формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком м. Формирование умения делить двусложные слова (мама, Тома, Тима, пимы) на слоги. Знакомство с буквой М. Конструирование и печатание буквы М. Чтение прямых и обратных слогов с буквой М. Чтение двусложных слов с буквой М. Формирование понятия о предложении.

      Различение звуков н – м в ряду звуков, слогов, слов. Подбор слов на заданный звук. Синтез и анализ слогов из звуков. Слоговой анализ двусложных слов. Составление и чтение слогов и слов из пройденных букв. Закрепление знания правила «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы».

      Ознакомление с артикуляцией звука к. Выделение конечного и начального звука к. Подбор слов, начинающихся и заканчивающихся звуком к. Деление двусложных слов ( маки, мука, кати) на слоги. Буква К. Конструирование и печатание буквы К. Чтение прямых и обратных слогов с буквой К. Чтение односложных и двусложных слов с буквой К.

      Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа. Совершенствование умения подбирать слова, начинающиеся с заданных звуков. Формирование умения определять место заданного звука в слове, различать правильно и неправильно написанные буквы. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами.

      Ознакомление с артикуляцией звука б. Формирование понятий о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Звуковой анализ слов. Конструирование и печатание буквы Б. Чтение слогов со звуком б. Узнавание буквы Б в словах.

      Ознакомление с артикуляцией звука д. Закрепление понятий о твердости-мягкости согласных звуков. Звуковой анализ. Конструирование и печатание буквы Д. Чтение прямых и обратных слогов с буквой Д. Чтение односложных и двусложных слов с буквой Д.

      Упражнение в выделении начальных звуков из слов и соотнесении их с соответствующими буквами. Чтение слов и предложений с пройденными буквами.

      Декабрь

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      Звук г и буква Г.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Звук ф и буква Ф.

      Звук в и буква В.

      Повторение и закрепление пройденного

      Звук х и буква Х.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Звук ы и буква Ы.

      Ознакомление с артикуляцией звука г. Закрепление понятий о твердости-мягкости, о глухости-звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков. Подбор слов, начинающихся со звука г. Определение места звука г в словах. Буква Г. Конструирование и печатание буквы Г. Чтение слогов, слов с буквой Г. Формирование понятия о предложении.

      Упражнения в различении звуков г-г*, к-г. Узнавание буквы Г в словах. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Упражнение в чтении предложений с пройденными буквами.

      Ознакомление с артикуляцией звука ф. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков.  Подбор слов, начинающихся со звука ф. Звуковой анализ слов. Буква Ф. Конструирование и печатание буквы Ф. Чтение прямых и обратных слогов с буквой Ф. Узнавание буквы Ф в словах.

      Ознакомление с артикуляцией звука в. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Подбор слов, начинающихся со звуков в. Звуковой анализ слов. Буква В. Конструирование и печатание буквы. Чтение прямых и обратных слогов с буквой В. Чтение слов с буквой В. Узнавание буквы В в словах.

      Совершенствование навыка звукового анализа трехзвучных слов. Упражнение в узнавании букв в условиях наложения.  Упражнение в определении места звуков в словах. Формирование навыка решения кроссворда.

      Ознакомление с артикуляцией звука х. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Выделение звука х из слов. Подбор слов, начинающихся со звука х. Буква Х. Конструирование и печатание буквы. Чтение прямых и обратных слогов с буквой Х.

      Совершенствование навыка звукового анализа  слов. Упражнение в узнавании букв в условиях наложения.  Упражнение в определении места звуков в словах.

      Ознакомление с артикуляцией звука ы. Упражнение в узнавании звука ы в ряду звуков, слогов, слов. Упражнение в различении звуков ы-и в словах. Упражнение в делении данных слов на слоги. Ознакомление с буквой Ы. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование навыка печатания буквы Ы, слогов и слов с ней. Формирование навыка звукового анализа трехзвучных слов.

      Январь

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      Звук с и буква С.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Звук з и буква З.

      Звук ш и буква Ш.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Звук ж и буква Ж.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Ознакомление с артикуляцией звука с. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Выделение звука с из слов. Подбор слов, начинающихся со звука с. Звуковой анализ слов. Упражнение на определение места звука с в словах. Печатание и конструирование буквы С. Чтение прямых и обратных слогов с буквой С. Упражнение в деление слов на слоги.

      Упражнение в чтение слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Упражнение в делении слов на слоги.  Упражнение в определении места заданного звука в слове. Упражнение в составлении и чтении слов из данных слогов. Упражнение в составлении предложений из данных слов.

      Ознакомление с артикуляцией звука з Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Выделение звука з из слов. Подбор слов, начинающихся со звука з. Звуковой анализ слов. Упражнение в определении места звука в слове. Буква З. Конструирование и печатание буквы З. Чтение слогов, слов, предложений  с буквой З. Закрепление понятия о предложении.

      Ознакомление с артикуляцией звука ш. За Выделение звука ш из слов. Подбор слов, начинающихся со звука ш. Звуковой анализ слов. Упражнение в определении места звука в слове. Буква Ш. Конструирование и печатание буквы Ш. Чтение слогов, слов, предложений  с буквой Ш.

      Упражнения в составлении и чтении слов с буквой Ш. Различение звуков с-ш в ряду звуков, слогов, слов. Упражнение в звуковом анализе трехзвучных слов.

      Ознакомление с артикуляцией звука ж. За Выделение звука ж из слов. Подбор слов, начинающихся со звука ж. Звуковой анализ слов. Упражнение в определении места звука в слове. Буква Ж. Конструирование и печатание буквы Ж. Чтение слогов, слов, предложений  с буквой Ж. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

      Дифференциация звуков з-ж в словах. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами.

      Дифференциация звуков ш-с, ж-з в словах. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв, чтения слов с пройденными буквами.

      Февраль

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      Звук э и буква Э.

      Звук j и буква Й.

      Буква Е.

      Буква Ё.

      Буква Ю.

      Буква Я.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Звук ц и буква Ц.

      Ознакомление с артикуляцией звука э. За Выделение звука э из слов. Подбор слов, начинающихся со звука э. Звуковой анализ слов. Упражнение в определении места звука в слове. Буква Э. Конструирование и печатание буквы Э. Чтение слогов, слов, предложений  с буквой Э.

      Ознакомление с артикуляцией звука j. Закрепление понятий о твердости-мягкости. глухости-звонкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звука j в ряду звуков, слов, в предложениях. Ознакомление с буквой Й. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней.

      Ознакомление с новой буквой. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

      Ознакомление с буквой Ё. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

      Ознакомление с буквой Ю. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

      Ознакомление с буквой Я. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

      Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. Упражнение в узнавании пройденных букв в условиях наложения и «зашумления». Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

      Ознакомление с артикуляцией звука ц. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, предложений.  Определять его место в слове. Различать его со звуками с-т. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Ц. Формирование чтения слогов, слов, предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв.

      Март

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      Звук ч и буква Ч.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Звук щ и буква Щ.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Звук л и буква Л.

      Звук р и буква Р.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Ознакомление с артикуляцией звука ч. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, предложений.  Определять его место в слове. Различать его со звуками с-т. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Ч. Формирование чтения слогов, слов, предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв.

      Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. Упражнение в узнавании пройденных букв в условиях наложения и «зашумления». Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

      Ознакомление с артикуляцией звука щ. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, предложений.  Определять его место в слове. Различать его со звуками с*. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Щ. Формирование чтения слогов, слов, предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

      Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

      Ознакомление с артикуляцией звука л. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звуков л-л* в ряду звуков, слогов, слов, предложений. Ознакомление с буквой Л. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение слов и предложений с ней.

      Ознакомление с артикуляцией звука р. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звуков р-р** в ряду звуков, слогов, слов, предложений. Ознакомление с буквой Р. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение слов и предложений с ней.

      Упражнения в различении звуков р-р*, л-л* в словах. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами.

      Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

      Апрель

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      Буква Ь.

      Буква Ъ.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Тренировка в употреблении букв Ь, Ъ, Й.

      Чтение текстов. Закрепление навыка чтения.

      Чтение текстов. Закрепление навыка чтения.

      Закрепление чтения слов с буквой Й.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Ознакомление с буквой Ь. Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука. Формирование навыков печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней.

      Ознакомление с буквой Ъ. Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука. Формирование навыков печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней.

      Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов, анализа предложений. Совершенствование навыков печатания слов и предложений. Совершенствование навыков чтения слов, предложений, разгадывания ребусов и решения кроссвордов.

      Закрепить изученные буквы Ь, Ъ, Й и совершенствовать в чтении слогов, составлять слова по звуковой модели. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук, фонематический анализ и синтез, внимание и память. Развивать навык слогового  и слитного чтения. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, интерес к грамматике.

      Закрепить изученные буквы. Упражнять в чтении слов, предложений, текстов. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление. Побуждать интерес к слову, интерес к чтению. Воспитывать бережное отношение к принадлежностям.

      Закрепить изученные буквы. Упражнять в чтении слов, предложений, текстов. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление.  Формировать морально-волевые качества: доброжелательность, сотрудничество, взаимовыручку, воспитывать самостоятельность.

      Закрепление буквы Й, продолжать учить соотносить звук и букву и ее графический образ. Формировать навык слитного чтения слов, упражнять в образовании формы единственного числа существительных от множественного. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, память, внимание, развивать навык слогового чтения. Воспитывать усидчивость, толерантность при взаимодействии в играх.

      Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

      Май

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      Чтение текстов. Закрепление навыка чтения.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Повторение и закрепление пройденного.

      Знакомство с алфавитом.

      Алфавит. Закрепление. Чтение стихов.

      Открытое занятие «Путешествие в страну АБВГД-ейка» 

      Закрепить изученные буквы. Упражнять в чтении слов, предложений, текстов. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление. Побуждать интерес к слову, интерес к чтению. Воспитывать бережное отношение к принадлежностям.

      Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений.

      Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

      Формирование представлений о русском алфавите. Знакомство с правильным произношением букв в русском алфавите.

      Формирование представлений о русском алфавите. Знакомство с правильным произношением букв в русском алфавите.

      Закрепить пройденный материал по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. Упражнять детей в чтении слогов, слов, коротких предложений – повествовательных, вопросительных, восклицательных. Закрепить представление о начертании печатных букв, показать, что буквы можно не только писать, но и моделировать разными способами. Создавать у детей радостное настроение

      3.3.Технические средства. Учебно-наглядный материал и оборудование

      Технические средства обучения:

      Интерактивное оборудование

      Учебно-наглядный материал и оборудование: Учебно – методический комплекс Нищева Н.В.

      1. Комплект методических пособий к программе  «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

      - Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».

      - Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ».

      2. Рабочие тетради для детей:

      3. Дополнительный материал:

      «Запоминаю буквы»;

      «Слушай, смотри, делай!» для детей 5-7 лет;

      «Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;

      «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;

      «500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»

      3.4.Список литературы.

      В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

      В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Фронтальные логопедические занятия в старшей группе ОНР.

      Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова Ступеньки к школе. Обучение грамоте с нарушениями речи.

      Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи.

      Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.М.,2005

      Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

      Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie