"Умники и умницы"




Учить дошкольников элементарному логическому мышления с использованием современных педагогических технологий.
Учить выполнять математические действия. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, познавательную активность, интерес детей к математике и желание практически применять полученные знания. Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.
Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Развивать познавательно-исследовательскую активность.
Программа занятий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
естественно-научной направленности
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад комбинированного вида № 3 «Семицветик»
г. Минеральные Воды
«Умники и умницы»
2023-2024 учебный год
Раздел 1. Целевой
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи реализации рабочей программы
1.3 Принципы формирования рабочей программы
1.4 Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности
1.5 Планируемые результаты освоения программы
Раздел 2. Содержательный
2.1 Содержание рабочей программы
2.2 Способы поддержки детской инициативы
2.3 Взаимодействие с семьёй
Раздел 3. Организационный
3.1. Учебный план
3.2 Комплексно – тематический план работы
3.3 Описание материально – технического обеспечения программы
3.4 Список литературы
I Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Умники и умницы» разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
-
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
-
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 8 декабря 2020 года,
-
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»,
-
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
-
Конвенция о Правах ребенка
-
Устав дошкольного образовательного учреждения.
Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.
Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л. А. Венгера «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Всё это принесёт пользу умственному развитию ребёнка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…». Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил.
В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Актуальность. Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.
1.2. Цели и задачи программы:
Создание условий для развития у дошкольников элементарного логического мышления с использованием педагогических технологий. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, познавательную активность, интерес детей к математике и желание практически применять полученные знания. Развивать познавательно-исследовательскую активность.
Задачи:
1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.
2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
3.Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.
4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
Сроки реализации программы – 2 учебных года.
Количество детей – до 15 детей.
Режим занятий – 2 занятия в неделю во второй половине дня продолжительностью 30 минут.
Формы и приёмы работы: игры дидактические, развивающие, игры-путешествия, работа с логическими блоками Дьнеша, с палочками Кюизенера, решение логических и математических задач, отгадывание загадок, ребусов, рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, изодеятельность, графический диктант, физминутки, пальчиковые упражнения.
1.3. Принципы формирования рабочей программы
-Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
-Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
-Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки дидактических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
-Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребёнку);
-Соревновательность (создаёт у ребёнка или подруппы стремление выполнять задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата, с другой);
-Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
1.4. Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становиться для ребёнка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность.
У дошкольников седьмого года продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. Время произвольного сосредоточения зачастую достигает 25-30 минут. Происходит систематизация представлений детей. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. У дошкольников продолжает развиваться речь, её грамматический строй, лексика; дети начинают активно употреблять обобщающие понятия, синонимы, антонимы.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Занятия кружка будут способствовать овладению детьми умением решать проблемные ситуации, понимать предложенную задачу и решать её самостоятельно. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научиться чётко и ясно мыслить, думать, рассуждать, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, что приведёт к более успешному и лёгкому обучению в школе, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
К концу учебного года ребёнок знает и умеет:
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
- Соотносить цифру (0-10) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться числами и арифметическими знаками (+, -, =)
- Различать величины: длину, объём, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объёмы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
- Делить предметы на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольник, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Сравнивать предметы по форме, узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаками обозначения.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
II Содержательный раздел
2.1.Содержание программы.
Краткое описание разделов. (Разделы соответствуют определённым логическим операциям).
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей. Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это?) Решение логических задач.
2.2. Способы поддержки детской инициативы
- Способствовать самостоятельному освоению детьми свойств, отношений, зависимостей, чисел в совместной со взрослыми содержательной познавательной деятельности.
- Стимулировать проявление детьми активности, инициативы, творчества в играх на преобразование, изменение объектов, использование условных знаков и схем.
- Развивать у детей способность самостоятельно решать доступные творческие задачи – занимательные, практические, игровые.
- Учить детей активно пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.
2.3 Взаимодействие с семьями
Программа кружка предусматривает добровольное и посильное включение родителей в процесс воспитания в рамках содержания программы и развитие такого важного направления деятельности дошкольного учреждения, как совместное сотрудничество с семьёй в вопросах развития познавательных способностей детей.
Работа с родителями:
1. Консультация «Как организовать математические игры детей дома»
2. Рекомендации для родителей: «Математика на кухне»
3. Папка – передвижка «Занимательная математика»
III Организационный раздел
3.1. Учебный план
Учебный план по дополнительному образованию на является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации дополнительного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида №3 «Семицветик» г. Минеральные Воды
Учебный план по дополнительному образованию разработан в соответствии с нормативными документами:
-
ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 8 декабря 2020 года,
-
Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2019 г. № 196 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". С изменениями от 30 сентября 2020г.№ 533
-
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
-
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. № 2.
-
Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
-
Конвенция о Правах ребенка
-
Устав дошкольного образовательного учреждения.
Учебный план по дополнительному образованию определяет содержание дополнительного образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей воспитанников, родителей (законных представителей) и дополняет содержание ООП ДОУ.
Учебный план по дополнительному образованию обсуждается и принимается Педагогическим советом и утверждается приказом заведующей детским садом.
Основной задачей дополнительного образования является формирование потребности ребенка в познании, творческой реализации, что является необходимым условием полноценного развития личности ребенка, и в значительной мере облегчит переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в дальнейшем обучении.
Дополнительное образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.
Дополнительное образование воспитанников дошкольного образовательного учреждения направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности.
Дополнительное образование в ДОУ осуществляется в соответствии со следующими принципами:
-
свободный выбор воспитанниками дополнительных образовательных программ в соответствии с их интересами, склонностями и способностями;
-
многообразие дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы детей;
-
непрерывность дополнительного образования, преемственность дополнительных образовательных программ, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения; психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;
-
творческое сотрудничество педагогических работников и воспитанников дошкольного образовательного учреждения, сохранение физического и психического здоровья детей.
Дошкольное образовательное учреждение организует реализацию дополнительного образования (далее - кружков и секций) в целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей воспитанников и их родителей (законных представителей).
Занятия в кружке проводятся два раза в неделю во второй половине дня, не допускается проводить занятия кружков и секций за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.
Для оказания дополнительных услуг в ДОУ созданы необходимые условия в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами (СанПиН), требованиями по охране труда педагогических работников и безопасности здоровья детей. В начале каждого учебного года во всех группах детского сада проводится подготовительная работа по изучению спроса родителей (законных представителей)) на разные виды дополнительных услуг, рекламная деятельность, показ открытых мероприятий.
Продолжительность образовательной деятельности в кружках и секциях определяется в соответствии с требованиями к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста. Их проводят:
-
для детей 5-7 лет - не более 30 мин. - 2 занятия в неделю;
Направления деятельности кружков определены Уставом дошкольного образовательного учреждения.
3.2. Комплексно-тематический план работы
5-6 лет
№ |
Направления и задачи |
Мероприятия |
Пособия |
Срок |
1. |
Оценить уровень развития образно-логического, словесно-логического мышления у детей. |
Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. «Оценка образно-логического мышления: «Нелепые картинки». «Перепутанные стихи». «Оценка словесно-логического мышления». |
Карта для проведения мониторинга |
Октябрь I неделя |
1.а |
Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков. |
Д/И «Дополни картинку», «Что для чего» «Чем похожи и чем отличаются» Игра с блоками Дьенеша . Знакомство с карточками – символами.Решение логических задач. |
Блоки Дьенеша, математические наборы. |
Октябрь II неделя |
2 |
Развивать умение планировать свою деятельность. Закреплять понятия о числовом ряде. |
Игра «Художники» Задание: детям предлагается написать картины по замыслу, используя блоки; рассказать, какие фигуры были использованы. Игра «Соседи числа» |
Блоки Дьенеша, математические наборы. |
Октябрь II неделя |
2.а |
Знакомство с палочками Кюзенера. Группируем палочки по разным признакам, выкладываем по схеме. |
Выкладываем из палочек. «На златом крыльце» |
Октябрь III неделя |
|
3. |
Упражнять в использовании порядковых числительных. Повторить состав чисел 2-4. |
Игра «Весёлый счёт» Задание: вспомнить рассказ «Весёлый счёт», где козлёнок считал животных, помочь козлёнку. Игра «Засели домики числами» (2-4) |
Картинки 10-ти животных, парусника. Числовые домики. |
Октябрь III неделя |
3. а. |
1.Развивать умение сравнивать предметы по 2-4 признакам; подведение к пониманию отрицания свойств.
|
Игра «Сравни» |
Математические наборы, листы. Пособие к задачам. |
Октябрь IV неделя |
4. |
Развивать ориентирование на листе бумаги. |
«Геометрический диктант» Задание: разложить фигуры по словесной инструкции. «Задачи в картинках» |
Математические наборы, листы. Пособие к задачам. |
Октябрь IV неделя |
4.а. |
Оригами «Собачка» |
Познакомить детей с техникой конструирования из бумаги. Формирование всесторонне интеллектуального и эстетического развития детей через занятия по конструированию в технике оригами |
Бумага цветная, фломастеры |
Ноябрь I неделя |
5. |
Закреплять умение сравнивать числа, пользуясь знаками. |
«Математические знаки» «Математические ребусы» |
Математическая птичка, цифры. |
Ноябрь I неделя |
5.a. |
Упражнять в использовании порядковых числительных. Повторить состав чисел 5-6 |
Игра «Весёлый счёт» Задание: вспомнить рассказ «Весёлый счёт», где козлёнок считал животных, помочь козлёнку. Игра «Засели домики числами» (5-6) |
Ноябрь IIнеделя |
|
6. |
Развивать ориентирование на плоскости. |
«Математическая сказка» Задание: расположить сказочных героев по инструкции. Игра «Найди лишнее дерево» |
Фланелеграф, пособие к играм. |
Ноябрь IIнеделя |
6.а. |
Упражнять в нахождении закономерностей. Закреплять последовательность дней недели. |
Игра «Найди недостающую фигуру» Задание: проанализировать расположение фигур, заполнить пустые клетки. Игра «Живая неделя» |
Карточки, фигуры. |
Ноябрь III неделя |
7. |
Продолжать знакомить с понятием «задача», её структурными частями. |
Решение арифметических задач по картинкам. Математическое раскрашивание. |
Иллюстрации к задачкам, «умные раскраски». |
Ноябрь III неделя |
7.а |
Развивать умение пользоваться символами. |
Игра «Магазин» Игра «Найди отличия» |
Блоеи Дьенеша, карточки-символы. |
Ноябрь IV неделя |
8. |
Развивать представления о пространстве. Продолжать знакомить с понятиями: часть, целое. |
Графический диктант: птица. Игра «Танграм»(гусь) |
Пособие к игре. |
Ноябрь IV неделя |
8.а |
Закреплять знания о свойствах фигур. |
Игра «Что изменилось?» Задание: произвольно выложить пять фигур в ряд; рассказать, какие качества меняются от фигуры к фигуре. Упражнение «Пропущенные цифры» |
Блоки Дьенеша. |
Декабрь I неделя |
9. |
Упражнять в сложении и вычитании. |
Решение арифметических задач. Игра «Режим дня» |
Счетный материал. Часы. |
Декабрь I неделя |
9.а |
Продолжать знакомить с составом числа 5-6. |
Состав числа 5-6. Упражнение «Расставь знаки» (больше, меньше, равно) |
Числовые домики, цифры. |
Декабрь II неделя |
10. |
Закреплять умение группировать фигуры по признакам. Закреплять временные представления. |
Игра с двумя обручами. Задание: положить в один обруч все круги, а во второй - все жёлтые фигуры так, чтобы в области двух обручей оказались все жёлтые круги. Игра «Вчера, сегодня, завтра» |
Два обруча, блоки дьенеша. |
Декабрь II неделя |
10.а |
Развивать логическое мышление. Закреплять счётные навыки. |
Игры – головоломки со счётными палочками. Состав числа 7-8. |
Счётные палочки. Числовые домики. |
Декабрь III неделя |
11 |
Учить различать величины: длину, объём, массу и способы их измерения. |
Измерительные приборы: линейка, весы, мерный стакан. Графический диктант «Котёнок» |
Линейки, весы разных видов, мерные стаканчики. |
Декабрь III неделя |
11.а |
Учить ориентироваться по карте. Развивать счётные навыки. |
Игра «Найди клад» Решение примеров в тетради. |
План групповой комнаты. Счётные палочки. |
Декабрь IV неделя |
12 |
Упражнять в сравнении предметов по величине. Продолжать учить находить закономерности и продолжать логический ряд. |
Игра «Угадай, чего не стало?» Подбираются предметы, разные по величине. Угадывая, чего не стало, дети должны охарактеризовать убранный предмет. Игра «Закономерности» |
Две ленты разной длины, две банки разной высоты, две книги разной толщины и т.д. |
Декабрь IV неделя |
12.а |
Закреплять представления о времени суток. |
Игра «Когда это бывает?» (время суток) Графический диктант. |
Картинки: разное время суток. |
Январь II неделя |
13. |
Знакомить с составом числа 8-9 Закреплять понятия: условие, вопрос, решение. |
Состав числа 8-9 Составление арифметических задач по картинкам. |
Числовые домики. Сюжетные картины. |
Январь II неделя |
13.а |
Упражнять в использовании символов. |
Игра «Логический поезд» Игра «Танграм»(заяц) |
Приложение к блокам Дьенеша |
Январь III неделя |
14. |
Развивать ориентирование на плоскости. |
Математические сказки. Игра «Лабиринты» |
Фланелеграф, пособие. |
Январь III неделя |
14.а |
Учить определять время по часам. Развивать внимательность. |
Знакомство с разными видами часов, определение времени по часам. Игра «Найди десять отличий» |
Часы разных видов. Пары картинок. |
Январь IV неделя |
15. |
Знакомить с составом числа Развивать пространственное мышление. |
Состав числа Игра «Геоконд» |
Числовые домики. |
Январь IV неделя |
15.а |
Упражнять в нахождении закономерностей. Развивать счётные навыки. |
Игра «Найди кота» «Математическое раскрашивание» |
Приложение к игре. |
Февраль I неделя |
16. |
Продолжать учить решать нестандартные задачи. Учить пользоваться линейкой. |
Словесно – логические игры. Измерение длины отрезков. |
Приложение. Линейки. |
Февраль I неделя |
16.а |
Развивать смекалку. |
Математические ребусы. Игра «Танграм»(лиса, лошадь, кит) |
Набор ребусов. Пособие к игре. |
Февраль II неделя |
17. |
Знакомить с составом числа |
Состав числа Графический диктант |
Числовые домики. |
Февраль II неделя |
17.а |
Развивать ориентировку на листе бумаги. |
Игра «Колумбово яйцо» Геометрический диктант. |
Пособие к игре. |
Февраль III неделя |
18. |
Развивать умение сравнивать. Упражнять в группировании по признакам. |
Упражнение «Логические концовки» (Если стол выше стула, то стул…) Игра с тремя обручами. |
Приложение. Обручи, блоки Дьенеша. |
Февраль III неделя |
18.а |
Знакомить с составом числа Закреплять названия и последовательность месяцев в году. |
Состав числа Игра «Круглый год» |
Числовые домики. Пособие к игре. |
Февраль IV неделя |
19. |
Упражнять в нахождении закономерности. |
Игра «Заполни пустые клетки» Игра «Сиволы»(с блоками) |
Карточки |
Февраль IV неделя |
19.а |
Развивать умение ориентироваться по карте. |
Игра «Найди клад» (работа с картой) Графический диктант «Танк» |
Карта группы. |
Март I неделя |
20. |
Закреплять состав Развивать внимание, воображение. |
Упражнение «Засели домики числами» Игра «Танграм»(по замыслу) |
Числовые домики. Приложение. |
Март I неделя |
20.а |
Закреплять умение действовать по словесной инструкции. |
Игра «Найди игрушку» Ребусы, головоломки на выбор детей. |
Стаканчики разного цвета и формы, мелкие игрушки. |
Март II неделя |
21 |
Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. |
Математический праздник. |
Приложение |
Март II неделя |
21.а |
Развивать способность планировать действие и поведение. - Развивать мелкую моторику, графические навыки. |
«Выход из лабиринта» |
Ручки, бумага. Пособие к игре |
Март III неделя |
22 |
Развивать зрительное восприятие. - Развивать мыслительные операции: сравнение. - Развивать мелкую моторику, графические навыки |
«На листочке – только точки» |
Ручки, бумага. Пособие к игре |
Март III неделя |
22.а |
Развивать воображение, логическое мышление, инициативу. - Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой. -Воспитывать коммуникативные качеств |
«Таинственные загадки» |
Ручки, бумага. Пособие к игре |
Март IV неделя |
23 |
Закреплять умения выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. |
Ограничение. Д/И «Найди фрагменты изображений». Игра с блоками Дьенеша 3.Учимся разгадывать крассворды. |
Приложение к блокам Дьенеша |
Март IV неделя |
23.а |
Закреплять умение мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия. |
Классификация. Д/И «Вопрос – ответ», «Подбери и назови». Игра с палочками Кюизенера. Учимся разгадывать ребусы. |
Палочки Кюзенера |
Апрель I неделя |
24 |
Совершенствовать умения в обобщении понятий для каждой группы слов; объяснить свой выбор. Закреплять навык находить логическую связь между картинками. |
1.Обобщение. Д/И «Логические цепочки». 2.Игра с блоками Дьенеша. 3.Выкладывание картин из спичек, пуговиц, сыпучих материалов. |
Приложение к блокам Дьенеша |
Апрель I неделя |
24.а |
Закреплять в умении находить закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунк |
«Подскажи Незнайке» «Зачем и почему» Игра с блоками Дьенеша . Решение логических задач. |
Ручки, бумага. Пособие к игре |
Апрель II неделя |
25 |
Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, логического мышления, воображения);Формирование психологических предпосылок для овладения исследовательской деятельности. |
"Сложи узор» |
кубики Никитина |
Апрель II неделя |
25.а |
Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения. На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение. |
Игра с палочками Кюизенера. «Посудная ловка». Задачи – шутки, занимательные вопросы. Д/И «Что делать» |
Палочки Кюзенера |
Апрель III неделя |
26 |
Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. |
Д/И «В гостях у лисы», «Что лишнее».Игра с блоками Дьенеша «Найди клад». |
Приложение к блокам Дьенеша |
Апрель III неделя |
26.а |
Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия. |
Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы», 2.Д/И «Подбери и назови». 3.Игра с палочками Кюизенера. 4.Учимся отгадывать загадки. |
Палочки Кюзенера |
Апрель IV неделя |
27 |
«День и ночь» |
Предложить создать модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. Для этого нам понадобится глобус и фонарик. Рассказать детям, что во Вселенной ничто не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по-своему, строго определенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к солнцу (в нашем случае – к фонарю) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребята сами убедятся, что как бы не вращался глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Рассказать детям про особенности полярного дня и ночи и о том, как живут люди за полярным кругом. |
Глобус, лампа |
Апрель IV неделя |
28 |
Выявить свойства предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования. |
«Что такое масса?» |
Два одинаковых пакета: в одном – вата, в другом – крупа; чашечные весы, различные предметы и игрушки для взвешивания, |
Май I неделя |
28.а |
Развитие логического мышления, умения кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать ее. |
«Где спрятался Джерри?» |
Мышонок, геометрические фигуры |
Май II неделя |
29 |
-Развивать способности к логическим действиям и операциям -Развивать умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке -Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке - Развивать умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами |
«Логический поезд» |
Три паровоза разного цвета(синий, желтый, красный) карточки с изображением отношений между числами, блоки |
Май II неделя |
29.а |
Предложить детям рассмотреть семена. Затем взять в руки лупу и еще раз рассмотреть с помощью нее. Сделать вывод, что лупа увеличивает предмет в размере. И дает более четкое изображение. Мы рассматривали в лупу и маленькое становилось большим. В лупе только одно стеклышко, а если взять 2-3 стёклышка, они станут увеличивать сильнее. Все самое крохотное они сделают большим, видимым. Такое волшебное стеклышко находится в микроскопе Предложить детям рассмотреть под микроскопом листик |
«Волшебные стеклышки» |
лупы, микроскоп, мелкие предметы, семена, листья |
Май III неделя |
30 |
Закреплять умение определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление. |
Д/И «Что изменилось». Игра с блоками Дьенеша. Группируем предметы по существенному признаку. Занимательные задачки. |
Приложение к блокам Дьенеша |
Май III неделя |
30.а |
развивать у детей творческое мышление, восприятие, внимание, память;развивать пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление, графические способности, цветоощущение, умение анализировать, комбинировать цвета. |
«В поисках клада» |
Кубики Никитина |
Май IV неделя |
31 |
Поведение итогов, выявление полученных знаний и умений |
Итоговое занятие |
Май IV неделя |
Комплексно-тематический план работы
6-7 лет
№ |
Направления и задачи |
Мероприятия |
Пособия |
Срок |
1. |
Оценить уровень развития образно-логического, словесно-логического мышления у детей. |
Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. «Оценка образно-логического мышления: «Нелепые картинки». «Перепутанные стихи». «Оценка словесно-логического мышления». |
Карта для проведения мониторинга |
Октябрь I неделя |
1.а |
Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков. |
Д/И «Дополни картинку», «Что для чего» «Чем похожи и чем отличаются» Игра с блоками Дьенеша . Знакомство с карточками – символами.Решение логических задач. |
Блоки Дьенеша, математические наборы. |
Октябрь II неделя |
2 |
Развивать умение планировать свою деятельность. Закреплять понятия о числовом ряде. |
Игра «Художники» Задание: детям предлагается написать картины по замыслу, используя блоки; рассказать, какие фигуры были использованы. Игра «Соседи числа» |
Блоки Дьенеша, математические наборы. |
Октябрь II неделя |
2.а |
Знакомство с палочками Кюзенера. Группируем палочки по разным признакам, выкладываем по схеме. |
Выкладываем из палочек. «На златом крыльце» |
Октябрь III неделя |
|
3. |
Упражнять в использовании порядковых числительных. Повторить состав чисел 2-4. |
Игра «Весёлый счёт» Задание: вспомнить рассказ «Весёлый счёт», где козлёнок считал животных, помочь козлёнку. Игра «Засели домики числами» (2-4) |
Картинки 10-ти животных, парусника. Числовые домики. |
Октябрь III неделя |
3. а. |
1.Развивать умение сравнивать предметы по 2-4 признакам; подведение к пониманию отрицания свойств.
|
Игра «Сравни» |
Математические наборы, листы. Пособие к задачам. |
Октябрь IV неделя |
4. |
Развивать ориентирование на листе бумаги. |
«Геометрический диктант» Задание: разложить фигуры по словесной инструкции. «Задачи в картинках» |
Математические наборы, листы. Пособие к задачам. |
Октябрь IV неделя |
4.а. |
Оригами «Собачка» |
Познакомить детей с техникой конструирования из бумаги. Формирование всесторонне интеллектуального и эстетического развития детей через занятия по конструированию в технике оригами |
Бумага цветная, фломастеры |
Ноябрь I неделя |
5. |
Закреплять умение сравнивать числа, пользуясь знаками. |
«Математические знаки» «Математические ребусы» |
Математическая птичка, цифры. |
Ноябрь I неделя |
5.a. |
Упражнять в использовании порядковых числительных. Повторить состав чисел 5-6 |
Игра «Весёлый счёт» Задание: вспомнить рассказ «Весёлый счёт», где козлёнок считал животных, помочь козлёнку. Игра «Засели домики числами» (5-6) |
Ноябрь IIнеделя |
|
6. |
Развивать ориентирование на плоскости. |
«Математическая сказка» Задание: расположить сказочных героев по инструкции. Игра «Найди лишнее дерево» |
Фланелеграф, пособие к играм. |
Ноябрь IIнеделя |
6.а. |
Упражнять в нахождении закономерностей. Закреплять последовательность дней недели. |
Игра «Найди недостающую фигуру» Задание: проанализировать расположение фигур, заполнить пустые клетки. Игра «Живая неделя» |
Карточки, фигуры. |
Ноябрь III неделя |
7. |
Продолжать знакомить с понятием «задача», её структурными частями. |
Решение арифметических задач по картинкам. Математическое раскрашивание. |
Иллюстрации к задачкам, «умные раскраски». |
Ноябрь III неделя |
7.а |
Развивать умение пользоваться символами. |
Игра «Магазин» Игра «Найди отличия» |
Блоеи Дьенеша, карточки-символы. |
Ноябрь IV неделя |
8. |
Развивать представления о пространстве. Продолжать знакомить с понятиями: часть, целое. |
Графический диктант: птица. Игра «Танграм»(гусь) |
Пособие к игре. |
Ноябрь IV неделя |
8.а |
Закреплять знания о свойствах фигур. |
Игра «Что изменилось?» Задание: произвольно выложить пять фигур в ряд; рассказать, какие качества меняются от фигуры к фигуре. Упражнение «Пропущенные цифры» |
Блоки Дьенеша. |
Декабрь I неделя |
9. |
Упражнять в сложении и вычитании. |
Решение арифметических задач. Игра «Режим дня» |
Счетный материал. Часы. |
Декабрь I неделя |
9.а |
Продолжать знакомить с составом числа 5-6. |
Состав числа 5-6. Упражнение «Расставь знаки» (больше, меньше, равно) |
Числовые домики, цифры. |
Декабрь II неделя |
10. |
Закреплять умение группировать фигуры по признакам. Закреплять временные представления. |
Игра с двумя обручами. Задание: положить в один обруч все круги, а во второй - все жёлтые фигуры так, чтобы в области двух обручей оказались все жёлтые круги. Игра «Вчера, сегодня, завтра» |
Два обруча, блоки дьенеша. |
Декабрь II неделя |
10.а |
Развивать логическое мышление. Закреплять счётные навыки. |
Игры – головоломки со счётными палочками. Состав числа 7-8. |
Счётные палочки. Числовые домики. |
Декабрь III неделя |
11 |
Учить различать величины: длину, объём, массу и способы их измерения. |
Измерительные приборы: линейка, весы, мерный стакан. Графический диктант «Котёнок» |
Линейки, весы разных видов, мерные стаканчики. |
Декабрь III неделя |
11.а |
Учить ориентироваться по карте. Развивать счётные навыки. |
Игра «Найди клад» Решение примеров в тетради. |
План групповой комнаты. Счётные палочки. |
Декабрь IV неделя |
12 |
Упражнять в сравнении предметов по величине. Продолжать учить находить закономерности и продолжать логический ряд. |
Игра «Угадай, чего не стало?» Подбираются предметы, разные по величине. Угадывая, чего не стало, дети должны охарактеризовать убранный предмет. Игра «Закономерности» |
Две ленты разной длины, две банки разной высоты, две книги разной толщины и т.д. |
Декабрь IV неделя |
12.а |
Закреплять представления о времени суток. |
Игра «Когда это бывает?» (время суток) Графический диктант. |
Картинки: разное время суток. |
Январь II неделя |
13. |
Знакомить с составом числа 8-9 Закреплять понятия: условие, вопрос, решение. |
Состав числа 8-9 Составление арифметических задач по картинкам. |
Числовые домики. Сюжетные картины. |
Январь II неделя |
13.а |
Упражнять в использовании символов. |
Игра «Логический поезд» Игра «Танграм»(заяц) |
Приложение к блокам Дьенеша |
Январь III неделя |
14. |
Развивать ориентирование на плоскости. |
Математические сказки. Игра «Лабиринты» |
Фланелеграф, пособие. |
Январь III неделя |
14.а |
Учить определять время по часам. Развивать внимательность. |
Знакомство с разными видами часов, определение времени по часам. Игра «Найди десять отличий» |
Часы разных видов. Пары картинок. |
Январь IV неделя |
15. |
Знакомить с составом числа Развивать пространственное мышление. |
Состав числа Игра «Геоконд» |
Числовые домики. |
Январь IV неделя |
15.а |
Упражнять в нахождении закономерностей. Развивать счётные навыки. |
Игра «Найди кота» «Математическое раскрашивание» |
Приложение к игре. |
Февраль I неделя |
16. |
Продолжать учить решать нестандартные задачи. Учить пользоваться линейкой. |
Словесно – логические игры. Измерение длины отрезков. |
Приложение. Линейки. |
Февраль I неделя |
16.а |
Развивать смекалку. |
Математические ребусы. Игра «Танграм»(лиса, лошадь, кит) |
Набор ребусов. Пособие к игре. |
Февраль II неделя |
17. |
Знакомить с составом числа |
Состав числа Графический диктант |
Числовые домики. |
Февраль II неделя |
17.а |
Развивать ориентировку на листе бумаги. |
Игра «Колумбово яйцо» Геометрический диктант. |
Пособие к игре. |
Февраль III неделя |
18. |
Развивать умение сравнивать. Упражнять в группировании по признакам. |
Упражнение «Логические концовки» (Если стол выше стула, то стул…) Игра с тремя обручами. |
Приложение. Обручи, блоки Дьенеша. |
Февраль III неделя |
18.а |
Знакомить с составом числа Закреплять названия и последовательность месяцев в году. |
Состав числа Игра «Круглый год» |
Числовые домики. Пособие к игре. |
Февраль IV неделя |
19. |
Упражнять в нахождении закономерности. |
Игра «Заполни пустые клетки» Игра «Сиволы»(с блоками) |
Карточки |
Февраль IV неделя |
19.а |
Развивать умение ориентироваться по карте. |
Игра «Найди клад» (работа с картой) Графический диктант «Танк» |
Карта группы. |
Март I неделя |
20. |
Закреплять состав Развивать внимание, воображение. |
Упражнение «Засели домики числами» Игра «Танграм»(по замыслу) |
Числовые домики. Приложение. |
Март I неделя |
20.а |
Закреплять умение действовать по словесной инструкции. |
Игра «Найди игрушку» Ребусы, головоломки на выбор детей. |
Стаканчики разного цвета и формы, мелкие игрушки. |
Март II неделя |
21 |
Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. |
Математический праздник. |
Приложение |
Март II неделя |
21.а |
Развивать способность планировать действие и поведение. - Развивать мелкую моторику, графические навыки. |
«Выход из лабиринта» |
Ручки, бумага. Пособие к игре |
Март III неделя |
22 |
Развивать зрительное восприятие. - Развивать мыслительные операции: сравнение. - Развивать мелкую моторику, графические навыки |
«На листочке – только точки» |
Ручки, бумага. Пособие к игре |
Март III неделя |
22.а |
Развивать воображение, логическое мышление, инициативу. - Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой. -Воспитывать коммуникативные качеств |
«Таинственные загадки» |
Ручки, бумага. Пособие к игре |
Март IV неделя |
23 |
Закреплять умения выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. |
Ограничение. Д/И «Найди фрагменты изображений». Игра с блоками Дьенеша 3.Учимся разгадывать крассворды. |
Приложение к блокам Дьенеша |
Март IV неделя |
23.а |
Закреплять умение мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия. |
Классификация. Д/И «Вопрос – ответ», «Подбери и назови». Игра с палочками Кюизенера. Учимся разгадывать ребусы. |
Палочки Кюзенера |
Апрель I неделя |
24 |
Совершенствовать умения в обобщении понятий для каждой группы слов; объяснить свой выбор. Закреплять навык находить логическую связь между картинками. |
1.Обобщение. Д/И «Логические цепочки». 2.Игра с блоками Дьенеша. 3.Выкладывание картин из спичек, пуговиц, сыпучих материалов. |
Приложение к блокам Дьенеша |
Апрель I неделя |
24.а |
Закреплять в умении находить закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунк |
«Подскажи Незнайке» «Зачем и почему» Игра с блоками Дьенеша . Решение логических задач. |
Ручки, бумага. Пособие к игре |
Апрель II неделя |
25 |
Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, логического мышления, воображения);Формирование психологических предпосылок для овладения исследовательской деятельности. |
"Сложи узор» |
кубики Никитина |
Апрель II неделя |
25.а |
Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения. На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение. |
Игра с палочками Кюизенера. «Посудная ловка». Задачи – шутки, занимательные вопросы. Д/И «Что делать» |
Палочки Кюзенера |
Апрель III неделя |
26 |
Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. |
Д/И «В гостях у лисы», «Что лишнее».Игра с блоками Дьенеша «Найди клад». |
Приложение к блокам Дьенеша |
Апрель III неделя |
26.а |
Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия. |
Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы», 2.Д/И «Подбери и назови». 3.Игра с палочками Кюизенера. 4.Учимся отгадывать загадки. |
Палочки Кюзенера |
Апрель IV неделя |
27 |
«День и ночь» |
Предложить создать модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. Для этого нам понадобится глобус и фонарик. Рассказать детям, что во Вселенной ничто не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по-своему, строго определенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к солнцу (в нашем случае – к фонарю) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребята сами убедятся, что как бы не вращался глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Рассказать детям про особенности полярного дня и ночи и о том, как живут люди за полярным кругом. |
Глобус, лампа |
Апрель IV неделя |
28 |
Выявить свойства предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования. |
«Что такое масса?» |
Два одинаковых пакета: в одном – вата, в другом – крупа; чашечные весы, различные предметы и игрушки для взвешивания, |
Май I неделя |
28.а |
Развитие логического мышления, умения кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать ее. |
«Где спрятался Джерри?» |
Мышонок, геометрические фигуры |
Май II неделя |
29 |
-Развивать способности к логическим действиям и операциям -Развивать умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке -Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке - Развивать умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами |
«Логический поезд» |
Три паровоза разного цвета(синий, желтый, красный) карточки с изображением отношений между числами, блоки |
Май II неделя |
29.а |
Предложить детям рассмотреть семена. Затем взять в руки лупу и еще раз рассмотреть с помощью нее. Сделать вывод, что лупа увеличивает предмет в размере. И дает более четкое изображение. Мы рассматривали в лупу и маленькое становилось большим. В лупе только одно стеклышко, а если взять 2-3 стёклышка, они станут увеличивать сильнее. Все самое крохотное они сделают большим, видимым. Такое волшебное стеклышко находится в микроскопе Предложить детям рассмотреть под микроскопом листик |
«Волшебные стеклышки» |
лупы, микроскоп, мелкие предметы, семена, листья |
Май III неделя |
30 |
Закреплять умение определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление. |
Д/И «Что изменилось». Игра с блоками Дьенеша. Группируем предметы по существенному признаку. Занимательные задачки. |
Приложение к блокам Дьенеша |
Май III неделя |
30.а |
развивать у детей творческое мышление, восприятие, внимание, память;развивать пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление, графические способности, цветоощущение, умение анализировать, комбинировать цвета. |
«В поисках клада» |
Кубики Никитина |
Май IV неделя |
31 |
Поведение итогов, выявление полученных знаний и умений |
Итоговое занятие |
Май IV неделя |
3.3 Описание материально – технического обеспечения программы
Образовательная деятельность программы проводится в форме совместной игры педагога и детей (игра – сказка, игра – путешествие, игра – экспериментирование, игра – сюрприз). Для создания интереса к игре используются разнообразные сказочные сюжеты, персонажи, загадки. Во время игры дети решают познавательные задачи, исследуют, конструируют, выкладывают изображения, составляют рассказы по картинкам. Используется разнообразный наглядный материал: рисунки, схемы, чертежи, карточки, которые включены в учебно – игровые комплексы к палочкам Кюизенера и блокам Дьенеша. Во время занятия проводится физминутка, которая позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта. Дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Образовательная деятельность построена с учетом возрастных особенностей детей на доступном детям материале по принципу «от простого к сложному».
№ |
Наименование |
1. |
Доска меловая |
2. |
Доска магнитная, набор магнитов |
3. |
Фланелеграф |
4. |
Набор фигурок для фланелеграфа «Математическая сказка» |
5. |
Пособие «Числовые домики» |
6. |
Пособие «Ромашка» |
7. |
Часы детские. Счёты Детские. |
8. |
Математические наборы |
9. |
Счётные палочки |
10. |
Игра «Уникуб» |
11. |
Пособие «Логические блоки Дьенеша» |
12. |
Наборное полотно |
13. |
Головоломки типа «Колумбово яйцо» |
14. |
Настольные математические игры на печатной основе(разные) |
15. |
Игра «Заполни пустые клетки» (разные) |
16. |
Игры «Математическая полянка», «Сосчитай» |
17. |
Набор геометрических тел |
18. |
Счётные наборы (демонстр. и раздаточные) |
19. |
Игра «Символы» (пособие к блокам Дьенеша) |
20. |
Математические ребусы |
3.4 Используемая литература
А. Михайлова, Е.А. Носова «Логико – математическое развитие дошкольников», С.П. «Детство - пресс», 2001г.
В.П. Новикова «Математика в детском саду», М. «Мозаика - синтез», 2006г.
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества, или Развивающие игры», М. Просвещение, 1991г.
В. Волина «Весёлая арифметика», Екатеринбург, 1999г.
В. Волина «Праздник числа», М. «Мозаика - Синтез», 2003г.
Новикова, В.П., Тихонова, Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера Для работы с детьми 3–7 лет / сост. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова- М. Мозаика -Синтез
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника